Поставки товаров из России

В современных, жестких условиях бизнес не приемлет невнимательности к деталям. Тот, кто действительно хочет оставаться конкурентоспособным, не может позволить себе расходовать впустую ни одной копейки. Вряд ли с этим утверждением поспорят собственники или руководители предприятий.
В последние несколько лет девальвация российского рубля существенно повысила привлекательность российских товаров на белорусском рынке по сравнению с аналогами из дальнего зарубежья, тем более что при поставках товаров из РФ отечественные компании избегают «замораживания» зачета уплаченного ввозного НДС.
Зачастую, получая выгоду в одном, приходится терять в другом. Поскольку поставки в Беларусь признаются экспортом, в товарно-сопроводительных документах российский поставщик обязан указать нулевой НДС.
По логике такой товар должен отгружаться на 18 % дешевле, чем на внутреннем рынке России. Однако, как показывает практика, более половины поставщиков проделывают простой трюк: в товарно-сопроводительных документах прописывают нулевой НДС согласно законодательству, но цену завышают на ставку налога. Это как раз тот случай, когда написанному не нужно верить.
Поясню на примере. При реализации товара внутри РФ в счете-фактуре указывают цену — 118 рос. руб., в том числе НДС — 18 рос. руб. При реализации в Беларуси в документах фигурирует та же цена — 118 рос. руб., но уже с другой разбивкой: цена товара — 118 рос. руб., НДС — 0 рос. руб.
Доводилось слышать разные объяснения российских поставщиков — от «я не могу продать товар дешевле, чем купил сам» и до «я не хочу возвращать из налоговой деньги, чтобы их не злить». Для белорусского покупателя невозможность применения реальной нулевой ставки влечет за собой тройной негативный эффект. Во-первых, покупатель фактически дважды платит НДС за приобретенный товар: сначала российскому поставщику, затем в белорусский бюджет. Во-вторых, ввозной белорусский НДС приходится начислять с цены товара, увеличенной на 18 % российской стороной. В-третьих, удорожание поставки в конечном счете подрывает конкурентоспособность розничной цены в глазах потребителей.